Развитие речи
Рекомендации для родителей по развитию речи дошкольного возраста.
Важным условием для развития речи является повседневное позитивное общение ребёнка с взрослым! Предлагаю несколько упражнений, игр, заданий по развитию речевых навыков и умений.
Развитие коммуникативных навыков.
- Чтение (пересказывание) сказок, рассказов;
- разучивание стихов, чистоговорок, скороговорок;
- беседы о различных явлениях окружающего мира (животных, насекомых, растениях и т.д.);
- наблюдения за погодными изменениями;
- совместное придумывание рассказов, сказок.
Не оставляйте без внимания вопросы детей, отвечайте в доступной для ребёнка форме и чаще сами задавайте вопросы, добиваясь ответов.
Развитие речевой моторики.
Для чёткой артикуляции звуков (звукопроизношения) нужны сильные, подвижные органы речи – язык, губы, нижняя челюсть, мягкое нёбо.
Цель артикуляционной гимнастики – выработка полноценных движений и определённых положений органов речевого аппарата, необходимых для правильного произношения звуков.
Статические подготовительные упражнения.
- «Блинчик».
Широкий язык высунуть, расслабить, положить на нижнюю губу, следить, чтобы язык не дрожал, держать 10-15 сек. (рот широко открыт).
- «Иголочка».
Рот открыть. Язык высунуть далеко вперёд, напрячь, и сделать его узким, удерживать 15 сек.
- «Чашечка».
Рот широко раскрыть. Широкий язык поднять кверху (передний широкий край языка, боковые части), приняв форму «чашечки» - «кружечки».
- «Грибок».
Рот открыт. Широкий язык всей плоскостью «присасывается» к нёбу, напоминая «шляпку» гриба, а подъязычная связка – «ножку» гриба, удерживать 15 сек.
Динамические подготовительные упражнения.
- «Часики».
Высунуть узкий язык, двигая им вправо – влево (из угла в угол) под счёт, проделать движения до 15 раз.
- «Качели».
Рот открыт. Широкий язык поднимается (тянется к носу) опускается (к подбородку); следить, чтобы нижняя челюсть не двигалась. Повторять движения вверх – вниз до 10 раз.
- «Лошадка».
Рот открыт. Широкий язык «присасывается» к нёбу и со щелчком отрывается; проделать движения до 15 раз.
- «Гармошка».
Рот открыт. Широкий язык прижать (присосать) к нёбу, и не отпуская языка, раскрывать и закрывать рот. Проделать движения до 10 раз.
Гимнастика проводится 3-4 раза в день по 10-15 минут.
Развитие мелкой моторики.
Учёные, которые изучают деятельность детского мозга и психику детей, не случайно называют руку – «вторым» органом речи. Поэтому необходимо стимулировать речевое развитие детей, путём тренировки движений кистей и пальцев рук.
- Массаж руки: растирание, разминание и т.п.
- Игры с игрушками и предметами: перебирание мелких предметов (бусинки, пуговицы, крупа); застёгивание – расстегивание, нанизывание, завязывание, шнуровка; складывание (матрёшки, пирамидки), игры с мозаикой, конструктором и т.п.
- Изобразительная деятельность: раскрашивание, лепка, оригами, аппликация, поделки из природного материала.
- Графические упражнения: обведение трафаретов по контуру, по точкам; штрихование; дорисовка картинок и т. д.
Развитие фонематического слуха и восприятия.
- Повторить слоговой ряд (с чередованием согласных звуков па-ба-па, ка-га-ка, та-да-та, ра-ла-ра, са-ша-са и т.д.
- Назвать предметы (игрушки) с заданным звуком: «с» - санки, самокат, сапоги и т.п.
- Повторить пары слов и сказать, чем отличаются: горка – корка, Мишка – миска, рожки – ложки, бочка – почка, коса – коза и т.д.
Развитие навыков словообразования, словоизменения. Развитие словарного запаса.
Игры, упражнения, задания.
- «Один – много». Окно – окна, ухо – уши и т.п.
- «Подбери к слову рифму»: кора – нора и т.п.
- «Скажи одним словом»: голубые глаза – голубоглазый …
- «Назови листья»: берёзы – берёзовые листья, клёна – кленовый лист и т. д.
- «Назови деревья (овощи, фрукты и т. д. все логические группы)»
Юбка, колготки, футболка – одежда и т.д.
Дошкольный возраст – это чудесное время «почемучек». Поэтому не оставляйте без внимания вопросы детей, больше общайтесь со своим ребёнком, беседуйте с ним о животных, игрушках, различных явлениях окружающего мира, наблюдайте за погодными явлениями; рассказывайте и читайте детям сказки, чаще задавайте вопросы, добиваясь ответов на них в доступной для ребёнка форме.
И помните, речь взрослого является образцом речи для ребёнка.