Игры на развитие грамматического строя речи (5-6 лет)
«Размытое письмо»
Цель: Упражнять в составлении распространенных предложений.
Материал: Игрушечный мишка.
Ход игры:
Читая письмо, взрослый интонацией побуждает детей дополнять предложения.
Взрослый:
- Медвежонок получил письмо от брата. Но дождём размыло некоторые слова. Надо ему помочь прочитать письмо. Вот это письмо: «Здравствуй, Мишутка. Я пишу тебе из зоопарка. Как-то раз я не послушался маму и забрался так далеко, что … я долго блуждал по лесу и … Выйдя на поляну, я попал … Я попал в яму, потому что … Там было так глубоко, что… Пришли охотники и … Теперь я живу в… У нас есть площадка для … На площадке для молодняка есть много … Мы играем с … За ними ухаживают… Они нас любят, потому что… Скоро к нам приедет дрессировщик из… Надеюсь попасть в … Как здорово уметь… Жди следующего письма из … До свидания. Топтыгин».
«Правильно или нет?»
Цель: учить находить грамматические ошибки.
Ход игры: Взрослый задает вопрос: «Как ты думаешь, можно ли так сказать?»
1. Мама ставит вазу с цветами в стол.
2. Когда хотят что-то купить теряют деньги.
3. Под домиком на опушке живут бабушка и дедушка.
4. В полу лежит красивый ковер.
«Жадный медвежонок»
Цель: закреплять умение согласовывать существительные с местоимениями в роде и числе.
Ход игры:
Жил в лесу жадный медвежонок. Самыми любимыми его словами были слова «Мой!», «Моя!», «Мое!». Шел он однажды по лесу, навстречу ему ежик бежит, на спине гриб несет. «Мой!» – заревел медвежонок и отнял у ежа гриб. Тот заплакал и свернулся клубочком. Медвежонок поддал его лапой и больно укололся. «Бедная моя лапа!» - зарычал он.
Прихрамывая, побрел медвежонок дальше. Видит: белочка скачет, полную корзинку земляники несет. «Моя!» – закричал медвежонок и отобрал у белочки корзину. Дальше идет медвежонок, а из кустов выпрыгнул зайчишка. В лапках яблоко держит. «Мое!» – свирепо проговорил медвежонок и выхватил у зайчишки яблоко. Тот, струсив, снова в кусты шмыгнул.
С тех пор никто не дружил с медвежонком, все обходили его стороной, а он все ходил по лесу и кричал: «Мой! Моя! Мое!»
После рассказа и показа этой сказки взрослый спрашивает у ребенка: “Как ты думаешь, о чем медвежонок мог кричать «Мой!», «Моя!», «Мое!»?
Ребенок подбирает предметы или картинки, которые подходят для каждого из этих местоимений, называют их.
«Почемучкины вопросы»
Цель: закреплять умение составлять сложноподчиненные предложения.
Ход игры: ребенку предлагается ответить на вопросы:
Почему птицы улетают на юг?
Почему медведь зимой спит?
Почему дома нельзя играть с мячом?
Почему ночью темно?
Почему наступает зима?
Почему заяц зимой белый?
Почему из трубы идет дым?
Почему в доме делают окна?
Почему летом жарко?
Почему зимой нельзя купаться в реке?
Почему листья на деревьях появляются весной?
Почему девочка гуляет под зонтом?
«Незнайка пришел в магазин»
Цель: закрепить умение согласовывать прилагательное и существительное, развитие диалогической речи.
Ход игры: (Незнайка – ребенок, продавец - взрослый)
Незнайка: Я забыл, как называется то, что я хотел купить.
Продавец: Ты хотел купить овощ или фрукт?
Незнайка: Я хотел купить фрукт.
Продавец: Какой он по цвету?
Незнайка: Он желтый.
Продавец: А какой он по форме?
Незнайка: Этот фрукт овальный.
Продавец: А какой он по вкусу?
Незнайка: Этот фрукт кислый.
Продавец: Наверное, ты хотел купить лимон.
Незнайка: Правильно, я хотел купить лимон. Это фрукт, он желтый, овальный и кислый.