Зачем ребенку рассказывать сказки

Роль русской народной сказки

в воспитании  детей дошкольного возраста.

Сказка – это зернышко, из которого прорастает эмоциональная оценка ребенком жизненных явлений.

                                                             В.А.Сухомлинский.

В рейтинге лучших подарков для ребенка почетное место после игрушек и сладостей занимают сказки.  

Народная сказка – одно из первых произведений искусства слова, которое слышит ребенок в раннем детстве. Сказка, созданная в давние времена, живет до сих пор, увлекает содержанием, и художественной формой.

Как много хороших и добрых воспоминаний из детства связано у нас именно со сказками, где живут добрые и злые герои. При помощи сказочных героев, взрослые могут заинтересовать ребенка, произвести на него воспитательный эффект и даже решить какую – либо психологическую проблему.

Не для забавы созданы народные сказки. Они являются мудрым воспитателем ребенка. Сказка всегда поучительна. Она впервые знакомит ребенка с искусством своего народа, его моральными убеждениями, культурой, развивает музыкальный слух, речь, мышление, фантазию.

Любая сказка – это рассказ об отношениях между людьми. Язык сказок понятен малышу.

Детям, которым с раннего детства читают сказки, быстрее начинают говорить. Сказка помогает ребенку в познании себя и в понимании окружающего мира.

У каждой сказки свой возраст. Вряд ли двухлетнему малышу будет интересно слушать эпопею про Гарри Поттера. А вот яркая красочная история про «Колобка» или про «Репку» - то, что надо. Дети с удовольствием, вслед за взрослыми, подражают движениям и звукам, издаваемым сказочными животными, их действиями с различными предметами

Через сказку легче объяснить ребенку, что такое «хорошо» и что такое «плохо».

Ведь сказочные персонажи бывают очень разными: добрыми и злыми, хитрыми и завистливыми, ласковыми и грубыми. С помощью таких персонажей мы можем показать детям плохое и хорошее, как можно и нужно поступать, и как вовсе нельзя в определенных ситуациях.

В сказках для детей  часто  встречаются песенки. Песенка органически вплетается в содержании сказки, иногда являясь условным знаком: коза поет козляткам песенку, чтобы открыли ей дверь:

       Козлятушки – ребятушки,

       Отопритеся, отворитеся…

        Ваша мать пришла,

        Молочка принесла

Песенка часто входит в диалог. Колобок в ответ на слова зайца: «Колобок, колобок, я тебя съем!» - поет веселую песню:

        Я Колобок, Колобок,

        Я по коробу скребен…

       Песенку в сказке следует спеть, но её мелодия должна быть простой, несложной.

             Сказка дает своим героям меткие прозвища, которые так нравятся детям:

Лисичка – сестричка, лягушка – квакушка, мышка – норушка.

Слова – прозвища часто подкрепляются и звукоподражаниеми:

Петух в сказке поёт: «Ку – ка – ре –ку», собачка лает «ав – ав – ав»

            Психологи отмечают, что для лучшего понимания малышам необходимо опираться не только на словесное описание, но и на изображение.

Зрительный образ служит основной опорой для  прослеживание событий.

            Такими опорами могут быть хорошо иллюстрированные детские книжки.

Хорошая книжка для маленьких имеет некоторые особенности:

 1.Она легкая – у малыша должно хватить сил на то, чтобы в любой момент достать книгу с полки.

2. Размер книжки - ребенок должен иметь возможность «играть» с ней самостоятельно.

3. Прочность – обычный или ламинированный картон.

4.В книге крупные, яркие картинки и немного мелких отвлекающих деталей.

            Не достаточно просто прочитать сказку. Чтобы ребенок её лучше запомнил, нужно помочь ему понять её, пережить вместе с героями.

             Вот несколько предложений -  как правильно читать ребенку сказку:

1.Старайтесь сказку именно рассказывать, а не читать. Тогда вы вовремя сможете увидеть реакцию ребенка, и акцентировать его внимание на тех моментах, которые особенно важны вам на данный момент.

2.Рассказывайте сказку с удовольствием.

3.Если малыш изо дня в день просит рассказать одну и ту же сказку – рассказывайте. Значит, у него есть проблема, которую эта сказка помогает. решить.

4.Очень интересно поиграть в сказку, инсценировать её.

            Сказки на пальчиках являются средством повышения иммунитета, поскольку на ладонях расположены нервные окончания. Если их деятельность активизируется, улучшается функциональное состояние внутренних органов, укрепляются мышцы, суставы и связки кистей рук. Это уникальная тактильная гимнастика, благодаря которой в мозг поступает мощный поток импульсов.

            Веселые сказки, которые дети разыгрывают на пальцах, длятся всего несколько секунд, а текст сказок укладывается в маленькое четверостишие. Но для того, чтобы его сыграть, необходимо в своем  воображении создать яркий образ: движения пальцев должны четко соответствовать смыслу сказки.  

Например: сказка «Репка»

Дед (обведите двумя руками сверху вниз воображаемую бороду)
Бабка (обведите руками голову от макушки до подбородка, как будто надеваете и завязываете под подбородком уголки платка)
Внучка  ( на макушке изобразите бантик – пальчиковая игра «Бантик» (сложить пальцы обеих рук щепотью и соедините кончики пальцев восьмеркой).
Жучка  (пальчиковая игра « Собака»: средний, безымянный и большой пальцы вытяните, соедините подушечки – это « морда» собак) Указательный палец и мизинец поднимите вверх – это « уши» ).  и т.д.
Кошка ( пальчиковая игра «Кошка»: средний и безымянный палец соедините с большим так, чтобы получилось колечко, - это «мордочка» кошки. Указательный палец и мизинец приподнимите –так торчат кошачьи « ушки») 
Мышка ( пальчиковая игра « Мышка»: большой, средний и безымянный пальцы вытянуть вперед и соединить – получится остренькая «мордочка» мышки. Указательный и мизинец согните и прижмите к среднему и безымянному пальцу.

Можно нарисовать на пальчиках героев сказки и обыграть сказку.  

 Дети очень любят, когда взрослые разыгрывают сказки вместе, будьте готовы к любым изменениям и сюрпризам.

Можно превратить празднование дня рождения малыша в своеобразный домашний спектакль.

            Предложите детям нарисовать картинку, слепить угощение для героев, спеть песенку.

«Сказки учат, сказки лечат».  

Не забывайте читать детям сказки на ночь.

            Сказка на ночь – это своего рода пожелание спокойной ночи. Только не короткое или небрежное, а длинное и обстоятельное, пропитанное любовью, нежностью и заботой.    Сказка на ночь – это маленькие безопасные уроки  жизни, это мамино «люблю», выраженное в каждой строчке.

            Чтение «ночных» сказок – удачный вариант, который поможет папе сблизиться с ребенком.

            Правильно преподнесенная ребенку сказка всегда будет для родителей помощником в воспитании и обучении.

            Самое главное, чтобы каждая сказка, которую вы читаете с ребенком, заканчивалась счастливо!  Тогда она будет праздником для детей и запомнится им на долгие годы.

Версия для слабовидящих
Решаем вместе</div > </div > </div >
Не можете записать ребёнка в сад? Хотите рассказать о воспитателях? Знаете, как улучшить питание и занятия? </span > </span > </div >

Оценка качества образования

Инновационная деятельность

Наставничество

Министерство просвещения РФ

Министерство просвещения РФ

РастимДетей

Социологический опрос

Профориентация

Архив