Игры на развитие грамматического строя речи (5-6 лет)

«Размытое письмо»

Цель: Упражнять в составлении распространенных предложений.

Материал: Игрушечный мишка.

Ход игры:

Читая письмо, взрослый интонацией побуждает детей дополнять предложения.

Взрослый:

- Медвежонок получил письмо от брата. Но дождём размыло некоторые слова. Надо ему помочь прочитать письмо. Вот это письмо: «Здравствуй, Мишутка. Я пишу тебе из зоопарка. Как-то раз я не послушался маму и забрался так далеко, что … я долго блуждал по лесу и …  Выйдя на поляну, я попал … Я попал в яму, потому что … Там было так глубоко, что… Пришли охотники и … Теперь я живу в… У нас есть площадка для … На площадке для молодняка есть много … Мы играем с … За ними ухаживают… Они нас любят, потому что… Скоро к нам приедет дрессировщик из… Надеюсь попасть в … Как здорово уметь… Жди следующего письма из … До свидания. Топтыгин».

«Правильно или нет?»

Цель: учить находить грамматические ошибки.

Ход игры: Взрослый задает вопрос: «Как ты думаешь, можно ли так сказать?»

1. Мама ставит вазу с цветами в стол.

2. Когда хотят что-то купить теряют деньги.

3. Под домиком на опушке живут бабушка и дедушка.

4. В полу лежит красивый ковер.

«Жадный медвежонок»

Цель: закреплять умение согласовывать существительные с местоимениями в роде и числе.

Ход игры:

Жил в лесу жадный медвежонок. Самыми любимыми его словами были слова «Мой!», «Моя!», «Мое!». Шел он однажды по лесу, навстречу ему ежик бежит, на спине гриб несет. «Мой!» – заревел медвежонок и отнял у ежа гриб. Тот заплакал и свернулся клубочком. Медвежонок поддал его лапой и больно укололся. «Бедная моя лапа!» - зарычал он.

Прихрамывая, побрел медвежонок дальше. Видит: белочка скачет, полную корзинку земляники несет. «Моя!» – закричал медвежонок и отобрал у белочки корзину. Дальше идет медвежонок, а из кустов выпрыгнул зайчишка. В лапках яблоко держит. «Мое!» – свирепо проговорил медвежонок и выхватил у зайчишки яблоко. Тот, струсив, снова в кусты шмыгнул.

С тех пор никто не дружил с медвежонком, все обходили его стороной, а он все ходил по лесу и кричал: «Мой! Моя! Мое!»

После рассказа и показа этой сказки взрослый спрашивает у ребенка: “Как ты думаешь, о чем медвежонок мог кричать «Мой!», «Моя!», «Мое!»?

Ребенок подбирает предметы или картинки, которые подходят для каждого из этих местоимений, называют их.

«Почемучкины вопросы»

Цель: закреплять умение составлять сложноподчиненные предложения.

Ход игры: ребенку предлагается ответить на вопросы:

Почему птицы улетают на юг?

Почему медведь зимой спит?

Почему дома нельзя играть с мячом?

Почему ночью темно?

Почему наступает зима?

Почему заяц зимой белый?

Почему из трубы идет дым?

Почему в доме делают окна?

Почему летом жарко?

Почему зимой нельзя купаться в реке?

Почему листья на деревьях появляются весной?

Почему девочка гуляет под зонтом?

«Незнайка пришел в магазин»

Цель: закрепить умение согласовывать прилагательное и существительное, развитие диалогической речи.

Ход игры: (Незнайка – ребенок, продавец - взрослый)

Незнайка: Я забыл, как называется то, что я хотел купить.

Продавец: Ты хотел купить овощ или фрукт?

Незнайка: Я хотел купить фрукт.

Продавец: Какой он по цвету?

Незнайка: Он желтый.

Продавец: А какой он по форме?

Незнайка: Этот фрукт овальный.

Продавец: А какой он по вкусу?

Незнайка: Этот фрукт кислый.

Продавец: Наверное, ты хотел купить лимон.

Незнайка: Правильно, я хотел купить лимон. Это фрукт, он желтый, овальный и кислый.