Формирование элементарных математических представлений у детей раннего возраста

Три года – это тот рубеж, на котором ребёнок начинает отделять себя от мира окружающих взрослых, становиться более самостоятельным.

На третьем году жизни у детей продолжает развиваться предметная деятельность, ситуативно-деловое общение ребенка и взрослого, совершенствуется восприятие, речь, начальные формы произвольного поведения, игры, наглядно-действенное мышление. Формирование первоначальных представлений о множествах, отношениях, геометрических фигурах, пространственных и временных отношениях – неотъемлемая часть познания ребёнком окружающего мира, это обязательное условие для дальнейшего благоприятного развития общих умственных и математических способностей. В этом возрасте уже можно формировать элементарные математические представления.

У детей раннего возраста важно сформировать первоначальные представления о количественных и качественных различиях предметов ближайшего окружения. Формирование математических представлений в раннем возрасте тесно связано с развитием сенсорного опыта ребенка. Сенсорное развитие ребёнка – это развитие его восприятия формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и т.п. значение сенсорного развития в раннем детстве трудно переоценить. Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире. Основное усилие и педагогов и родителей должно быть направлено на то, чтобы воспитать у ребенка потребность испытывать интерес к самому процессу познания, к преодолению трудностей, к самостоятельному поиску решений. Важно воспитать и привить интерес к математике.

Знакомство с величиной, формой, пространственными ориентирами начинается у ребенка очень рано, уже с младенческого возраста. Он на каждом шагу сталкивается с тем, что нужно учитывать величину и форму предметов, правильно ориентироваться в пространстве. Поэтому первостепенное значение имеют те знания, к усвоению которых ребенок наиболее предрасположен.

Наиболее подходящей формой обучения первоначальным математическим представлениям является дидактическая игра. Главная особенность, дидактической игры, состоит в том, что задания даются в игровой форме. Ребенок, играя, сразу видит результат своей деятельности, достижение результата вызывает чувство радости.

Черпать свои знания по математике ребенок должен не только в детском саду, но и в повседневной жизни, наблюдая за явлениями окружающего его мира. Здесь на первое место выходите вы, родители ребенка. Здесь ваша помощь неоценима, помощь родителей, которые желают внести свою лепту в дело развития, воспитания собственного ребенка. Совместный поиск решения проблем, помогает организовать обучение детей и взрослых, которое не только способствует лучшему усвоению математики, но и обогащает духовный мир ребенка, устанавливает связи между старшими и младшими, необходимые им в дальнейшем для решения жизненных проблем.

Мамам и папам, бабушкам и дедушкам хочу напомнить, что принудительное обучение бесполезно и даже вредно. Выполнение заданий должно начинаться с предложения: «Поиграем?».

Обсуждение заданий следует начинать тогда, когда малыш не очень возбужден и не занят каким-либо интересным делом: ведь ему предлагают поиграть, а игра – дело добровольное!

Пожертвуйте ребенку немного своего времени и не обязательно свободного, по дороге в детский сад или домой, на кухне, на прогулке и даже в магазине, когда одеваетесь на прогулку и. т. д. В программе по ФЭМП для детских садов выделены основные темы: «Количество и счет», «Величина», «Форма», «Ориентировка в пространстве и времени».

Обращайте внимание детей на форму различных предметов в окружающем мире, их количество. Например, тарелки круглые, скатерть квадратная, часы круглые. Варите суп, спросите, какое количество овощей пошло, какой они формы, величины. Построил ваш ребенок 2 башенки, домики, спросите какой выше, ниже.

По дороге в детский сад или домой рассматривайте деревья (выше – ниже, толще – тоньше). Используйте игрушки разной величины (матрешки, куклы, машины), различной длины и толщины палочки, карандаши, куски веревок, ниток, полоски бумаги, ленточки...

Во время чтения книг обращайте внимание детей на характерные особенности животных (у зайца – длинные уши, короткий хвост.)

Дети учатся не только считать, но и ориентироваться в пространстве и времени.

Поиграйте в игру: «Найди игрушку». Спрячьте игрушку: «Раз, два, три-ищи!», –говорит взрослый.

Ребенок ищет, найдя, рассказывает, где она находилась, используя предлоги «на», «за», «в».

Упражняйте детей в установлении сходства и различия между предметами, имеющими одинаковое название (одинаковые лопатки по цвету, но разного размера; мячи: один красный мяч, другой синий; большой кубик – маленький кубики т.п.).

Учите детей называть свойства предметов: холодный – теплый, твердый – мягкий, большой – маленький и т.п..

Необходимо продолжать работу по обогащению непосредственного чувственного опыта детей в разных видах деятельности, постепенно включая все виды восприятия. Помогать обследовать предметы, выделяя их цвет, величину, форму; побуждать включать движения рук по предмету в процесс знакомства с ним (обводить руками части предмета, гладить их и т. д.).

Нужно обогащать в играх с дидактическим материалом сенсорный опыт детей (пирамидки (башенки) из 5–8 колец разной величины; «Геометрическая мозаика» (круг, треугольник, квадрат, прямоугольник); разрезные картинки (из 2–4 частей), складные кубики (4–6 шт.)и др.); развивать аналитические способности (умение сравнивать, соотносить, группировать, устанавливать тождество и различие однородных предметов по одному из сенсорных признаков – цвет, форма, величина). Проводить дидактические игры на развитие внимания и памяти («Чего не стало?» и т. п.); слуховой дифференциации («Что звучит?» и т. п.).

Важно сформировать первоначальные представления о количественных и качественных различиях предметов ближайшего окружения. Сначала детей учат собирать из 3–5 колец одноцветные, а затем разноцветные пирамидки, нанизывать на штативы шарики, раскладывать кольца, расставлять пирамидки в порядке убывания/возрастания, разбирать и собирать игрушки-вкладыши (народные дидактические игрушки: матрешки, яйца, бочонки и др.), выкладывать из строительного материала одноцветные и разноцветные, короткие и длинные дорожки, и т.д.

Любая деятельность детей 3-го года жизни создает благоприятные условия для формирования представлений о множестве, равенстве, неравенстве групп предметов. Эти темы рассматриваются в процессе непосредственно образовательной деятельности, в совместной и индивидуальной деятельности взрослого с ребенком, цель которых – рассматривание различных групп предметов, выделение существенных признаков (цвет, форму, величину), группировка однородных предметов по признакам, называние их количества (много – мало). Умение выделять признаки объекта и, ориентируясь на них, сравнивать предметы является универсальным, применимым к любому классу объектов. Однажды сформированное и хорошо развитое, это умение затем будет переноситься ребенком на любые ситуации, требующие его применения.

Непосредственно образовательная деятельность, позволяющая определить уровень математических представлений у детей раннего возраста.

1. Цвет. Покажи предметы красного, синего, желтого, зеленого цвета.

2. Форма

а. Покажи красный круг, зеленый квадрат, синий треугольник, желтый квадрат.

б. Предлагаются разложенные на столе по две одинаковые геометрические фигуры разного цвета. Найди пару: красный квадрат, желтый круг, синий треугольник, зеленый квадрат.

3. Величина

Предлагаются по 2 предмета, резко отличающиеся друг от друга по длине, ширине, высоте.

а. Покажи короткую ленточку. Желтая ленточка короткая, а синяя…(длинная).

б. Покажи широкую дорожку, Синяя дорожка широкая, а красная…(узкая).

в. Покажи высокую елочку.

Найди две одинаковые елочки ( из трех предложенных).

4. Количество

Ребенку дается двухполосная карточка: верхняя полоска – красного цвета, нижняя – синего.

а. Положи на красную полоску 1 матрешку, а на синюю – много грибов.

б. Положи на синюю полоску столько грибов, сколько я положила на красную полоску матрешек.

в. Хлопни столько раз, сколько я поставила грибов на красную полоску

5. Ориентировка в пространстве

1. Покажи правую руку, левое ухо.

2. Подними флажок вверх, опусти вниз, вытяни руки вперед, спрячь их назад.

3. Ориентировка во времени (по картинкам)

а. Что дети делают на картинке? а) гимнастику б) спят

б. Когда они это делают? а) утром б) ночью

в. Найди на картинке утро, день, вечер, ночь.